Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха


10. Школа Нотр-Дам (XIII в.). Мотет - часть 2


27

нансы (унисоны, кварты, квинты, октавы). Между акцентируе­мыми моментами допускались любые интервалы, вплоть до самых диссонирующих. В наиболее распространенных случаях третий го­лос (триплум) присоединялся к теноровой партии на основе тех же принципов; столкновения, которые при этом могли возникнуть между ним и мотетусом, не принимались во внимание.

Первоначально в качестве текста верхних голосов использо­вались латинские тропы тенорового напева, однако постепенно все связи между оригинальным текстом цитируемого напева и чувствами, выражаемыми верхними голосами, были утрачены. На высшей стадии развития мотета, как правило, использовались французские и провансальские тексты, часто всецело светские по своей природе. Эта тенденция к секуляризации достигла вер­шины, когда в качестве теноровой партии стали использоваться светские мелодии (таким образом была использована мелодия образца 4).

В предлагаемом мотете конца XIII века тексты любовного содержания; начальная фраза триплума, повторенная в конце мотетусом, воспроизводит рефрен одной из песен труверов. По­добный обмен музыкальным материалом между двумя верхними голосами (ср. тт. 1—4 и 21—24) — весьма характерная черта того времени. С другой стороны, применение канона в унисон в верхних голосах (тт. 5—8) представляет собой исключение и указывает на зарождение позднейшей контрапунктической тех­ники.

Источник: Montpellier, Faculté de Médecine, H 196, fol. 145, 146. Факсими­ле: Y. R o k s e t h. Polyphonies du XIIIe siècle, vol.I. Другие транскрипции этого мотета см.: Y. Rokseth, ор. cit., vol. II, p. 205; J. Wolf. Handbuch der No­tationskunde, Bd. I. Leipzig, 1913, S. 240.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин