Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха


15. Гийом Дюфе (ок. 1400—1474) «Kyrie» (I) из мессы «Se la face ay pale» - часть 3


В песнях бургундцев меньше гармонической жесткости, хотя многие черты Арс нова еще сохраняются. Для них характер­на полифоническая фактура, но без таких контрапунктических приемов, как имитация.

44

Приводимый образец принадлежит ведущему мастеру Дижонского двора, чье имя обычно соседствует с именем Дюфе. Интим­ное элегическое настроение, которым проникнут поэтический текст, типично для множества подобных песен. Почти все они трехголосны, причем верхний голос, предназначенный для соли­ста, вероятно, удваивался каким-либо инструментом, который в любом случае исполнял интерлюдии между вокальными фраза­ми; два других голоса (тенор и контратенор) исполнялись только инструментами.

Как можно увидеть, нижние голоса в этом сочинении часто перекрещиваются, так что контратенор начинает и заканчивает выше тенора. Эти голоса отличаются от верхнего (superius, или cantus) наличием ключевого знака — еще один пример «ключевых знаков партии». Кадансовая формула, неоднократно появляю­щаяся на протяжении песни, — в сущности, та же, что характерна для Арс нова, если иметь в виду движение верхнего голоса. Источник: Oxford, Bodleian, Canonici Misc. 213, fol. 86.




- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин