Абсолютный музыкальный слух

Ошибки при узнавании звуков


В исследованиях Л. Вейнерта (105), А. Веллека (106) и др. обнаружены множественность секундовых, терцовых и квартовых смещений в опознаниях и отсутствие постоянства в ошибках у одних и тех же лиц. Такая множественность и рассеивание ошибочных показаний объясняется множественностью причин, эти ошибки обуславливающих.

Часть из них может быть объяснена переменностью константного и аконстантного типов восприятия в условиях ладотональной переменности, возникающей в сочетаниях предъявляемых звуков.

Как нами отмечалось, наряду с первичным формированием абсолютного слуха у каждого его обладателя в той или иной мере развивается и относительный слух как следствие интонационно-интервальной и полиладотональной природы музыки. Благодаря такому синтезу каждый носитель абсолютного слуха сочетает в себе способность как константного, так и аконстантного ладотонального ступеневого восприятия, а значит, может слышать в звуках не одно, а два ладовых его качества: абсолютное, не зависящее от ладотональной настройки, и относительное, характеризующее ступени лада в новых при всяких отклонениях и модуляциях ладотональностях.

Абсолютное качество отдельных звуков узнается на основе константного восприятия. Но при узнавании серии звуков их случайная последовательность может приводить к более или менее настойчивым ладотональным перестройкам и, следовательно, к актуализации аконстантного восприятия, а значит, к раздвоению в восприятии ступеневой ладовой функции звуков. Невнимание к такой перестройке или неоперативное, запоздалое осознание факта смещения ракурса восприятия приводит к неуправляемости смены абсолютного слышания на относительное и ошибкам в обозначении абсолютных значений музыкальных звуков. Проводившийся нами эксперимент это подтвердил. В серии звуков, предъявляемых для опознания, настойчивое повторение диатонических характерных звуков определенной тональности, вызывающее настройку в ней, приводит к ошибкам в узнавании абсолютных значений звуков при сохранении узнавания ладовых, ступеневых их качеств в новой ладотональности.


Понятно, что количество таких ошибок обусловлено уровнем развитости абсолютного слуха, мерой его сочетания со слухом относительным, количеством и настойчивостью случайных тональных перестроек при сочетании предъявляемых звуков и просто элементарной грамотностью и внимательностью к предмету, ракурсу и ладотональному фону восприятия.

Кроме того, одно дело эмоционально прочувствовать и воспринять ступеневое моноладотональное качество звука, а другое - подобрать, вспомнить его название. Как мы знаем, способность различать и узнавать по абсолютному слуху звуки появляется у детей до знания нот и с их названиями не связано. Л. Вейнерт отмечал относительно длительные реакции узнавания, при которых испытуемый ждет, когда название звука всплывет в сознании (105). Припоминание названия воспринятого звука может запаздывать, спутываться с другим названием, возможно, совсем не приходить. Всем известно, а Б. М. Тепловым отмечено в экспериментах, что и при узнавании интервалов профессиональные музыканты с относительным слухом часто затрудняются в ответах или дают неверные ответы (67, 167). Причиной ошибок могут быть усталость, отвлеченность внимания, упомянутая выше ладовая раздвоенность при восприятии звуков, недостаточная усвоенность его ладового качества в новых условиях контекста и т. п.

Иной характер могут иметь малосекундовые ошибки узнавания, составляющие, по данным Л. Вейнерта, три четверти всех ошибок «абсолютчиков». Абсолютный слух, формируясь как способность воспринимать и узнавать ступени лада, в первую очередь осваивает диатонические ступени, характеризующие лад. Хроматические же ступени, разрушающие в восприятии отчетливое переживание лада, осваиваются во вторую очередь и имеют первоначально в эмоциональном переживании не самостоятельное, а лишь производное качество, лишь оттенок качества той диатонической ступени, которую он альтерирует. По мере усвоения ладовое качество альтерированных звуков в восприятии приобретает автономное значение, но на начальных этапах, который у некоторых лиц может затягиваться надолго, они воспринимаются и узнаются как производные и смешиваются при узнавании с основными диатоническими.



Интересные данные, которые также можно отнести к характерным особенностям абсолютного слуха, приводит Д. Байрд. Большинство его испытуемых, обладателей абсолютного слуха утверждали, что черные клавиши имеют особое качество звука, отличающееся от звуков белых клавиш. Некоторые из них признавались, что узнали белую или черную клавишу раньше, чем ее название (67, 132). Некоторые исследователи, в частности, Г. Гельмгольц и О. Абрагам, искали объяснение этому в конструктивных особенностях фортепиано (86, 502-504). Испытывая эту способность у лиц, не имеющих абсолютного слуха, Б. М. Теплов не подтвердил ее и пришел к выводу, что «экспериментальные данные говорят против возможности различать по окраске звуки черных и белых клавиш» (67, 132). Однако наши опросы обладателей абсолютного слуха подтвердили данные Д. Байрда. Действительно, обладатели абсолютного слуха узнают «цвет» клавиш раньше, чем их названия.

В чем здесь дело? Почему лица без абсолютного слуха не способны, а с абсолютным слухом способны различать качество звуков черных и белых клавиш раньше определения их названий?

Разгадка этой особенности в ступеневой моноладотональной природе абсолютного слуха. Отличаются и узнаются не звуки черных и белых клавиш, а хроматические и диатонические ступени моноладотональности. Дело в том, что в большинстве случаев абсолютный слух формируется на основе восприятия натуральных моноладотональностей, расположенных на белых клавишах фортепиано, в силу их большей распространенности, удобства, доступности, наглядности. Так, одна из обладателей абсолютного слуха в испытаниях Л. Вейнерта свидетельствует: «Когда я пошла в школу, я знала только белые клавиши, но все их я узнавала по слуху» (67, 135). Косвенно эту особеность абсолютного слуха объяснил еще Г. Любомирский, выделив так называемый «черно-белый» слух, то есть способность различать звуки черных и белых клавиш, который формируется в результате овладения натуральным до мажором и заполнения его хроматическими ступенями. Кто из обладателей относительного слуха не отличит звуки диатонические от хроматических, а если диатоника расположена на белых клавишах - звуки белых клавиш от звуков черных? То же происходит и при узнавании звуков по абсолютному слуху.





Таким образом, и малосекундовые ошибки, и различение звуков черных и белых клавиш, являющиеся как будто взаимоисключающими проявлениями абсолютного слуха, тем не менее могут обнаруживаться даже и у одного лица и имеют одно объяснение - моноладотональную ступеневую природу.

К числу опознавательных иллюзий абсолютного слуха следует отнести также факт октавных ошибок при узнавании звуков.

Результаты исследований О. Абрагама (76), Д. Байрда (77) и наши наблюдения показывают, что обладатели абсолютного слуха могут верно назвать звук, но затрудняются в обозначении октавы, к которой этот звук принадлежит. Октавные опознавательные ошибки характерны для всех обладателей абсолютного слуха. Реже встречаются ошибки квинтовые. По нашим наблюдениям, они учащаются при узнавании звуков крайних регистров, особенно крайнего верхнего.

Октавные опознавательные иллюзии, возникающие при абсолютном слухе, не могут быть объяснены иначе, как с позиций его ладовой сущности. Частые ошибки в определении октавы узнаваемого звука допускают те, кто никогда не ошибается на полтона или тон. Это необъяснимо при тембровом или собственно высотном ощущении звука. С точки зрения тембра и частоты больше сходства у соседних звуков, чем у звуков отстоящих на октаву. Но факт октавных иллюзий вполне объясним при ладовом восприятии звука. Только с точки зрения ладового качества звуки, отстоящие на чистую октаву, имеют сходство, в то время как звуки соседние характеризуются ладовым различием. При узнавании звуков по ладовому критерию исключаются ошибки на полтона или тон, но допускаются октавные ошибки. Этих секундовых ошибок и не допускают при сохранении октавных иллюзий обладатели развитого абсолютного слуха, обнаруживая тем самым его ладовую сущность.

Октавные и квинтовые иллюзии спровоцированы также обертоновым составом звука. Первые три частичных тона, следующие за основным, и наиболее слышимые, образуют по отношению к нему октаву, дуодециму и квинтдециму. Звучание, например, тона «до» малой октавы включает также звучание обертонов «до» первой октавы, «соль» первой октавы и «до» второй октавы.



Относительное интервальное опознание, основанное на внутреннем пропевании и осознанном сравнении звуков, опирается при восприятии на основной тон.

Абсолютное ступеневое узнавание, не включающее пропевания, основано на эмоциональном переживании ладовой функции звука и не включает осознанной опоры на определенный тон. Такое эмоционально-ладовое переживание может быть вызвано при восприятии звука не только основным, но и частичными тонами. По обертоновому ряду видно, что наиболее часто встречающейся может быть октавная иллюзия, менее распространенной - квинтовая.

Следующие обертоны менее различимы и в привычных тембрах не вызывают опознавательных иллюзий. Но в непривычных, незнакомых тембрах они могут являться не только причиной иллюзий, но и трудностей в узнавании звуков. Так, тембр гобоя возникает при преобладающей громкости третьей гармоники над второй, второй - над первой, первой - над всеми остальными. Тембр кларнета - при преобладании нечетных: пятого, третьего, первого обертонов над остальными четными. В результате различного сочетания громкости обертонов возникают так же и другие тембры звуков. Восприятие и неосознанное эмоционально-ладовое переживание наиболее слышимых обертонов может приводить к иллюзиям, растерянности, трудности и даже невозможности опознания абсолютного значения основного тона.

Таким образом, опознавательные иллюзии и трудности в узнавании звуков незнакомых тембров при пассивном абсолютном слухе могут иметь одну природу и одно объяснение. Причина этих иллюзий заключается в ступеневой моноладотональной сущности абсолютного слуха и эмоционально-чувственной природе механизма узнавания отдельных звуков. Развитый абсолютный слух как результат многолетнего опознавательного опыта и следствие обобщения слуховых представлений характеризуется уверенным узнаванием звуков различных тембров, отсутствием квинтовых, секундовых и других ошибок при сохранении наиболее трудно преодолеваемых октавных иллюзий.

Как видно из приведенных данных, все обладатели абсолютного слуха допускают ошибки при узнавании звуков.



С другой стороны, музыканты с относительным слухом могут с некоторой минимальной точностью узнавать отдельные музыкальные звуки. Об абсолютном слухе говорят тогда, когда эта способность достигает некоторых определенных степеней точности.


Существует ли граница точности, разделяющая при узнавании отдельных звуков обладателей абсолютного слуха от лиц, его не имеющих? Каков минимальный процент правильных ответов дают обладатели абсолютного слуха при узнавании звуков? Какова точность абсолютного слуха?

Д. Байрд устанавливает эту границу на уровне 10%, считая, что лица без абсолютного слуха узнают до 10%, а с абсолютным слухом - свыше 10% предъявляемых звуков (77). А. Веллек полагал, что обладатели абсолютного слуха должны давать не менее 60% верных ответов (106). С. Г. Гребельник такой границей считает 63% верных узнаваний (27).

Однако испытуемые Д. Байрда, обладатели абсолютного слуха, дали от 26% до 99% правильных ответов. Л. Вейнерт получил от 24% до 95% точности наблюдаемых им 22 обладателей абсолютного слуха. Л. Петран получил непрерывный ряд показателей точности от 2% до 78% от испытуемых как с абсолютным, так и без абсолютного слуха. В этом ряду лишь показатели близкие к крайним могут служить свидетельством наличия или отсутствия абсолютного слуха. Границу их разделения установить нельзя (98).

Эти факты позволяют признать, что точность абсолютного слуха не является величиной постоянной и однозначной. Она индивидуальна для каждого обладателя абсолютного слуха, характеризует степень его развитости, уменьшается в верхних и нижних регистрах, очень невелика в самых крайних регистрах, в непривычных тембрах (67) и не может являться критерием подлинности абсолютного слуха.

Точность абсолютного слуха повышается по мере его развития. Обладание абсолютным слухом, строго говоря, может быть признано уже при уверенном узнавании одного звука. Узнавание большего количества звуков - дело времени и условий музыкальной деятельности. Но и большой процент узнаваний не является показателем обладания подлинным абсолютным слухом, так как узнавание может осуществляться и при псевдоабсолютном слухе.



Никто не станет судить об обладании мелодическим слухом на основании процента правильных ответов при узнавании известных испытуемому мелодий. Даже безошибочное узнавание большинства или всех предъявляемых мелодий не может свидетельствовать о наличии ладового чувства и музыкального слуха, так как само узнавание может осуществляться на основании других критериев, в частности метроритмических или тембровых. Мелодический слух характеризуется самим характером восприятия и переживания мелодий.

Также и абсолютный слух не может быть выявлен количеством верных узнаваний звуков. Многократное безошибочное узнавание только нескольких звуков, в зависимости от содержания, порядка и количества предъявлений, может давать больший или меньший процент точности, но факт обладания абсолютным слухом не вызовет сомнений. Так же, как ошибки в узнавании одних и тех же звуков при высоком проценте точности не могут не вызвать сомнений в наличии абсолютного слуха. Из приведенного ранее описания М. Гебхардтом процесса формирования абсолютного слуха у одаренного мальчика видно, что количество узнаваемых звуков у него постепенно увеличивалось от одного звука в 3 года и 2 месяца до всех звуков фортепиано в 5 с половиной лет. Был ли у этого мальчика абсолютный слух в 3 с половиной года, когда он узнавал только звуки первой октавы, составляющие не более 14% звуков всей клавиатуры фортепиано? Несомненно был.

Точность абсолютного слуха является не критерием подлинности, а показателем его развитости, тогда как одним из критериев подлинности абсолютного слуха является длительность реакции узнавания звуков.


Содержание раздела