Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

Григорианский хорал. Антифон


2. Sit nomen Domini  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ be _ ne _ di _  ctum,

3. A solis ortu usque_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ad  oc_ ca  _    sum,

4. Excelsus super omnes_ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _gen_tes  Do _mi _nus,

5. Quis sicut Dominus Deus noster, qui in_ _ _al_tis   ha _ bi_tat,

6. Suscitans a _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _  _ _ _ter_ra   in _  o_pem,

7. Ut collocet eum_ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _  _ cum prin_ci _ pi_bus,

8. Qui habitare facit steri-_ _ _ _ _ _  _ _ _lem  in   do _    mo,

9. Gloria Pa-_ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _  _ _ _ _tri, et   Fi _li _ o,

O. Sicut erat in principio, et _ _ _ _ _ _ _ _nunc,et  sem _   per,

8



(2)* ex hoc nunc, et_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   _  _ us_que   in__   sae_cu_lum.

(3)* laudabi _ _ _ _ _  _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ le   no_men__ Do_mi_ni.

(4)* et super caelos_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _glo_ri _   a ___        e_jus.

(5)* et humilia respicit in cae-_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ lo   et     in___        ter__га?

(6)* et de stercore_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _e _ ri_gens_ pau_pe__ram.

(7)* cum principibus_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _    po_pu _ li ___        su___ i.

(8)* matrem fili_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _   o_rum   lae___       tan_tem.

(9)* et Spi _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ri _ tu _ i  ____      San _cto.

(10)* et in saecula sae-_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ cu_lo_rum.__        A _men.

        Хор   Laus Deo (и т.   д., как сначала)

Григорианский хорал — чисто мелодическая, одноголосная (монодическая) музыка; отсюда его другое наименование — plainsong (англ. — простое пение. -- Ред.). Его ритм, свобод­ный и нерегулярный, соответствует естественным ударениям про­заического текста; таким образом, длительности нот в изданиях, изложенных современной нотацией, как и в предлагаемом образ­це, не следует принимать за точные указания длительности зву­ков.

Григорианские песнопения классифицируются и организуются на основе восьми церковных ладов, образующих систему мело­дических формул и звукорядов с определенными внутренними взаимоотношениями.
Сами мелодии распадаются на три главные группы: силлабическую, где на каждую ноту приходится один слог; невматическую, где одному слогу соответствует группа из двух — четырех звуков (представляемая одной невмой в перво­начальной нотации); и мелизматическую. где на один слог при­ходится более обширная группа звуков. Когда, как это бывает обычно в канонической службе, исполняется весь псалм, его поют в простом силлабическом стиле на один из псалмовых гонов. Большая часть каждого стиха псалма речитируется на одной ноте (тенор). В зачине первого стиха используется про­стая мелодическая формула; цезуры и заключения всех стихов отмечены близкими по рисунку подъемом и спадом в мелодии. Существует восемь псалмовых тонов, соответствующих восьми ладам; таким образом, антифон
(см. ниже) и псалм оказываются тонально (тоново) связанными. Существует также особый тон, именуемый tonus peregrinus, который обладает двумя разными звуками для речитации.
В древнейшие времена две половины каждого стиха псалма пелись антифонно двумя хорами. Позднее после каждого двустишия исполнялась повторяющаяся часть (рефрен), получившая наименование антифона. В настоящее время в дни крупных
9
церковных праздников антифон поется в начале псалма и повто­ряется в конце после Gloria Patri, которое всегда следует за собственно псалмом. В менее важных случаях псалму предше­ствует только первая фраза антифона. В исполнении чередуются соло и хор. Большая часть антифонов выдержана в силлабиче­ском стиле, однако антифоны, предназначенные для больших праздников, подобно приведенному выше, часто бывают невматическими. (Пример чисто силлабического антифона см. в заклю­чении образца 24.)
Источник: Liber usualis  (Ed. N 801 ). Tournai, 1934; Антифон, с. 914; Псалм, с.  150.

Содержание раздела