Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

Гийом де Машо (ок. 1300 — ок. 1377). «Agnus Dei» (I) из мессы


34

Новый музыкальный стиль, зародившийся в начале XIV сто­летия во Франции и несколько позже в Италии, известен под названием Арc нова (Ars nova — новое искусство. — Перев.) — по названию трактата одного из первых его представителей, французского композитора и теоретика Филиппа де Витри. Круп­нейшая фигура этого периода во Франции — композитор и поэт Гийом де Машо, создатель как духовной, так и светской музы­ки. Помимо множества мотетов и светских сочинений во всех основных формах того времени, он является автором первого пол­ного полифонического изложения Ординария мессы, принадле­жащего одному композитору, — типа композиции, который быстро получил признание и оставался незыблемым до конца XVI века.

Музыка французского Арс нова отличается большей утончен­ностью и выразительностью от музыки предшествующего периода, названного представителями нового стиля Ars antiqua (старое искусство). Модальный ритм исчезает, контрапунктическое пись­мо становится значительно более свободным. Мелодические линии приобретают большую гибкость. В гармонии чаще используются в качестве консонанса терции, что создает эффект, более прият­ный для современного уха, хотя временами появляется изрядное количество резких и, с точки зрения последующего периода, произвольных диссонансов. В кадансах применяются одновре­менно два вводных тона — к пятой ступени и к тонике разреша­ющего аккорда.

35

Мотеты Машо и его современников обычно основывались на григорианском напеве в теноре, ритмическая и структурная орга­низация которого подчинялись изоритмическому принципу («изо» означает «такой же»); отсюда наименование «изоритмический мотет». Принцип изоритма предполагает соединение в мелодии высотного рисунка и ритмической конструкции, которые различны по протяженности и потому не совпадают при повторениях. В предлагаемом образце из мессы Машо применяет только прин­цип повторения ритма, причем используемая ритмическая кон­струкция не ограничивается партией тенора, но проникает во все остальные. Как показывает сопоставление партий, изоритмические построения проходят в партиях тенора и контратенора в тактах 8—14 и 15—21; в партиях мотетуса и триплума в тактах 8—11 и 15—18. Пример изложен таким образом, чтобы сделать это сопоставление более наглядным.

Данное сочинение основано на cantus firmus y тенора, заим­ствованном из VIII мессы «Graduale Romanum». Контратенор, не имеющий текста, вероятно, исполнялся инструментально.

Источник: H. Besseler. Die Musik des Mittelalters und der Renaissan­ce, S. 149 (по Ф. Людвигу).



Содержание раздела