Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

Йоханнес Окегем (ок. 1425—1495) «Sanctus» (первый раздел) из «Missa prolationum»


*Длительности сокращены вдвое.

45

46

В следующем за Дюфе поколении композиторов технические ресурсы полифонии были широко развиты школой Окегема, у которого имитационная техника стала основополагающим сти­листическим принципом. В высшей степени мастерское и изощрен­ное каноническое письмо, искусное применение приемов увели­чения, уменьшения, обращения, ракоходных имитаций позднее дали исследователям повод особо подчеркивать техническое со­вершенство музыки представителей этой школы, нередко игнори­руя ее выразительные свойства.

Окегем был главой фламандской композиторской школы поко­ления, следовавшего за Беншуа (который, возможно, был учи­телем Окегема), и его искусство обычно характеризуется как «экстракт» контрапунктической изобретательности конца XV века. Мастерское владение принципом имитации Окегем демонстриру­ет в «Missa prolationum»,*) которую можно определить как цикл

*) Пролация (prolatia) — термин старинной нотации, обозначавший деле­ние семибревиса на три или на две минимы.

47

двойных канонов (некоторых из них — в увеличении), где каждый следующий раздел основывается на новом интервале вступле­ния — от унисона в начале, через промежуточные интервалы, до октавы. Композитор нотировал только два голоса из четырех; два других должны были выводиться из нотированной пары, интервалы же их вступления указывались положением ключей или метрических обозначений на нотной строке. В приводимом начальном разделе «Sanctus» сопрано (superius) образует стро­гий канон с альтом (в оригинале контратенор), вступая секстой выше в такте 13. Подобным же образом тенор, вступающий од­новременно с сопрано, образует строгий канон с басом также секстой выше.

То обстоятельство, что столь изощренная конструкция не вредит музыкальной выразительности сочинения, наводит на сопоставление Окегема с Бахом; «Missa Prolationum» вполне заслуживает названия «Искусства фуги*) XV столетия», хотя еще более поразительное сопоставление могло бы быть сделано с «Гольдберговскими вариациями» Баха. В подлинной нотной записи этой и других месс Окегема его необыкновенное ритми­ческое мастерство выражается способами, недоступными совре­менной нотации. Например, как указывают оригинальные метри­ческие обозначения, два верхних голоса выдержаны в трехдоль­ном метре (в то время это именовалось «большая пролация»), а два нижних — в двухдольном («малая пролация»).

Источник: Rome, Biblioteca Vaticana, Chigiana, Cod. C. VIII, 234. Факси­миле: Johannes Oсkegem. Collected Works, vol. II.  (American Musicologi-cai  Society,  Studies  and Documents, N. 1.)  New York,  1947, Piate VII. Расшифровка: там же, с. 31.



Содержание раздела