Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха


Canzona per l'epistola для клавира (начало XVII в.)


Canzona per l'epistola для клавира (начало XVII в.)

84

Canzona per l'epistola для клавира (начало XVII в.)

85

Canzona per l'epistola для клавира (начало XVII в.)

86

Chanson продолжала оказывать свое влияние на инструмен­тальную музыку также в период позднего Возрождения и ран­него барокко. В клавирной музыке она служила источником многочисленных canzoni alla francese («французских канцон»), подобных пьесе А. Габриели (образец 21), которые являлись про­стыми переложениями с добавлением инструментальной орна­ментики. Новый шаг в сторону большей самостоятельности чисто инструментального замысла можно обнаружить в приводимой анонимной Canzona per l'epistola. В ней сохраняются некоторые общие черты большинства вокальных chanson: характерный рису­нок с повторяющейся нотой в начале, отчетливое внутреннее членение формы, ясность и живость стиля. Тем не менее, общий характер канцоны определяется тем, что она задумана как пьеса чисто инструментальная — с широким диапазоном голосов (в сравнении с пьесой А. Габриели), живой поступью, размашистой второй темой и токкатным заключением.

В ходе дальнейшего исторического развития канцона, пре­вратившаяся в инструментально-ансамблевую форму (canzona da sonare), увеличивалась в объеме, полифонические разделы стали чередоваться в ней с гомофоническими и, наконец, она слилась с церковной сонатой (sonata da chiesa, см. комментарий к образцу 39). Со своей стороны, канцона для клавишных ин­струментов (canzona d'organo) развивалась в направлении боль­шей концентрированности формы, так что у Фрескобальди, на­пример, тема каждого раздела представляет собой вариацию начального мотива; таким образом, канцона этого типа, подобно однотемному ричеркару, была предшественницей фуги. Название настоящей канцоны объясняется тем, что она была написана для замены хора в одной из частей мессы (см. также образец 34) и следовала за Epistola (Послание), вместо Градуала и Аллилуйи.

В приводимом примере нотная запись мелизматических фигур в тактах 27, 30, 40 и 53, а также заключительных пассажей в тактах 51 и 52 сохранена в том виде, в каком она изложена в рукописи. Хотя в более совершенной современной нотации эти детали могли бы получить иной вид, намерения композитора выступают в них достаточно ясно.

Источник: Рукописное собрание клавирных сочинений начала XVII века, собственность Лоуренса К. Дж. Фейнинджера. (Рим, Collegio Capranica). По мнению д-ра Альфреда Эйнштейна, большинство сочинений этого собрания принадлежит, по-видимому, Эрколе Паскуини (Èrcole Pasquini, род. ок. 1580), предшественнику Фрескобальди на посту органиста в соборе св. Петра в Риме.

87



Содержание раздела