Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

Григорианский хорал. Секвенция «Victimae paschali» (XI в.) - Лад I (дорийский)


12

Секвенция — наиболее ранний и важнейший тип тропа (см. комментарий к образцу 7). Она возникла на основе обычая, введенного в IX веке монахом Ноткером Бальбулусом, который присоединял тексты к длинному мелизматическому пассажу (юби­ляции), заключавшему Аллилуйю, чтобы облегчить его запоминание. Практика прибавления текста к ранее существовавшим мелодиям вскоре привела к появлению секвенций как самосто­ятельных сочинений; типичные черты музыкальной и поэтической формы секвенции иллюстрируются приводимым образцом. Она состоит из некоторого числа двустиший с меняющейся длиной строк, как правило — нерифмованных; целое обычно открывается и заключается одиночной, непарной строкой.

Секвенции сочинялись по XIII век включительно, причем к концу этого периода они приобрели большую метрическую стро­гость, сблизившись тем самым с гимнами. Приводимый образец, одна из пяти секвенций, исполняемых в настоящее время, припи­сывается монаху Випо Бургундскому (XI век) и представляет собой редкий пример секвенции раннего типа. Инструментальный аналог секвенции — эстампи) (см. образец 12). Начало другой ранней секвенции приведено в образце 6.

Источник: Liber usualis, p. 780.

13



Содержание раздела