Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

Джулио Каччини (ок. 1560—1618). Мадригал для голоса и лютни «Dovrò dunque morire»


106

107

Неужели я должен умереть?

Прежде, чем снова увижу

Вас, нежно любимая причина моих мучений?

Мое утраченное сокровище.

Не сказать вам, умирая:

«Я умираю, я  гибну»?

О неописуемое горе -

Не сказать  вам:

«Я гибну, жизнь моя».

Опубликованный в 1602 году «Le nuove musiche» Каччини («Новая музыка», сборник мадригалов и канцонетт. — Ред.) дал наименование революционному сдвигу в подходе композито­ров к проблемам вокальной и инструментальной музыки, которым ознаменовалось начало XVII столетия. Новый период, именуемый барокко, выдвинул на передний план среди форм вокальной музыки оперу, ораторию и кантату, породив также новые инстру­ментальные формы — концерт, сонату, сюиту и фугу. Каччини, который написал первую оперу, показанную широкой театральной публике (1600), может считаться зачинателем нового сольного вокального стиля, известного под названием stile rappresenta­tivo (букв. — представляющий стиль). Осознанной задачей новой вокальной музыки стало устранение всех элементов, способных помешать прямому выражению («представлению») чувств и пере­живаний, предполагаемых текстом. Полифонический склад и контрапунктическая разработка были отвергнуты в пользу моно­дии с аккомпанементом, где единственная выразительная вокаль­ная линия выступала на фоне гармонического сопровождения.

Аккомпаниатор, использовавший клавишный инструмент или лютню, импровизировал это сопровождение на основе записанной басовой линии, руководствуясь цифрами над или под нотами баса (отсюда — «цифрованный бас») и определенными приема­ми, которые вскоре стали общепринятыми. Этот принцип, называемый, в силу его господства на всем протяжении произведе-

108

ния, basso continuo (ит. — постоянный бас), Generalbass (нем. — общий бас) или thorough-bass (англ. — сквозной бас), вскоре стал непременной основой всей ансамблевой музыки барокко, как инструментальной, так и вокальной.

Изданная Каччини версия настоящего образца содержит толь­ко вокальную партию и бас с разрозненной цифровкой.
При­ водимая расшифровка указанных или подразумеваемых аккор­дов принадлежит Роберту Дауленду, английскому лютнисту, кото­рый в 1610 году опубликовал в табулатурной нотации полный текст пьесы. В соответствии с практикой композиторов-лютни­стов того времени, версия Дауленда носит явно контрапункти­ческий характер. В некоторых случаях он отступает от цифровых обозначений Каччини и изредка вносит изменения в вокальную партию, которые также воспроизведены здесь.
Угловатость мелодии и прямота высказывания являют пора­зительный контраст музыкальной традиции, господствовавшей непосредственно перед 1600 годом; эмоциональная трактовка колоратуры в заключительной каденции представляет собой еще один симптом начала новой музыкальной эры. Следует заметить, что, в отличие от более поздней практики, Каччини указывает, в какой именно октаве надлежит реализовать цифрованный бас.
Источник: Le Nuove Musiche di Giulio Caccini, detto Romano. Firenza, 1602. (Факсимильное издание: Reale Academia d'Italia, 1934.) R. D o w l a n d. A Musical Banquet. London, 1610.

Содержание раздела