Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

Иоганн Якоб Фробергер (1616—1667). Сюита ми минор для клавесина


130

131

132

133

134

Настоящий пример, вместе с образцами 11 и 12, позволяет проследить эволюцию танцевальной сюиты, ставшей одной из главных форм клавирной музыки в эпоху барокко и удерживав­шей эту роль вплоть до появления классической сонаты. Во вре­мена Фробергера сюита, хотя и сохранявшая внешние черты ритмики входивших в нее танцев, уже была плодом стилизации: она представляла собой скорее серию интимных пьес настроения, нежели цикл собственно танцев. Последование аллеманды, куран­ты, сарабанды и жиги, ставшее общепринятым, приписывается Фробергеру, который в продолжение 2-й четверти XVII века много путешествовал по всей Европе как клавирист-виртуоз. В Париже он испытывал влияние великих французских лютнистов и их последователей — клавесинистов. Признаки лютневого стиля можно увидеть в фактуре данной сюиты, особенно в свободном появлении и исчезновении голосов, в произвольном удвоении зву­ков опорных аккордов, в арпеджированных каденциях и исполь­зовании мелизматики.*) Черты этой манеры можно обнаружить даже на заключительном этапе существования сюиты.

После Фробергера между сарабандой и жигой нередко встав­лялись другие танцы, а в начале порой помещалась прелюдия. В сюитах позднего барокко, особенно у И. С. Баха, все пьесы, сохраняя характерную двухчастную форму с повторениями, при­обрели значительно большую протяженность и фактурную слож­ность.

Источник: Венская государственная библиотека, MS 16798. Современ­ное издание: Denkmäler der Tonkunst in Oesterreich, Jg. VI. Wien 1899 S. 64.



Содержание раздела