Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

Иоганн Пахельбель (1653—1706). Токката ми минор для органа


140

141

Наиболее специфическая черта клавирной музыки барок­ко — токкатность. Это понятие, происходящее от итальянского toccare (касаться) и предполагающее свободу импровизации, относится скорее к характеру изложения, нежели к какой-либо определенной форме. Токкаты, чаще всего сочинявшиеся для органа, — это пьесы, где на передний план выступают простран­ные виртуозные пассажи рапсодического характера, в которых постоянная ритмическая пульсация — эта столь рельефная черта большей части барочной музыки — отсутствует почти совершенно.

Приводимая токката Пахельбеля, одного из крупнейших пред­шественников Баха в органной музыке конца XVII века, обнару­живает многие характерные особенности. Вслед за рапсодическим вступлением и эпизодом с поразительными диссонансами сочине­ние концентрируется вокруг секвенционной разработки одного

142

мотива на фоне медленно движущегося баса. В знаменитых токкатах Баха эти стилистические черты претерпевают большое развитие, и развернутые разделы со строгим ритмом, часто в фугообразном изложении, чередуются с рапсодическими момен­тами.

Данное сочинение первоначально было записано в табулатурной нотации (см. комментарий к образцу 22), которая часто при­менялась немецкими композиторами в органной музыке, вплоть до баховских времен включительно. Произведениям характера токкаты Бах нередко присваивал наименование «фантазия»; в XVI и XVII веках это наименование сопутствовало сочинениям в форме ричеркара (см. образец 34).

Источник: F. Commer. Sammlung der besten Meisterwerke des  17. und 18. Jahrhunderts für die Orgel. Berlin — Posen   [18??], S.  150.



Содержание раздела