Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха


41. Жан Филипп Рамо (1683—1764). Сцена из оперы «Кастор и Поллукс»


*) Способы исполнения орнаментики в данной пьесе указаны над нотной строкой в соответствии с таблицей мелизмов и их расшифровок, составленной самим композитором. В то время было принято сопровождать ноты подобными таблицами.

**) Оригинал малой терцией  выше.

155

156

157

158

159

Обитель вечного покоя, утишишь ли ты когда-нибудь встре­воженный мой дух?

Речитатив

Храм полубогов, где я навеки поселился, погаси в моем сердце вновь разгоревшееся пламя! Даже здесь любовь пре­следует меня своими стрелами: Кастор зрит одну возлюбленную свою, ты же утратил всю свою прелесть.

Как сладок шелест листвы! Как прохладна тень! Все во­круг сулит наслаждение, все чарует, улыбается, стремится рас­сеять мою тоску, но я безутешен.

160

Прочная традиция установленного Люлли типа оперы господ­ствовала на французской лирической сцене долго после его смер­ти. Образцу Люлли следовал даже такой самобытный музыкант, как великий французский композитор и теоретик Рамо. Подобно Люлли, Рамо разработал так называемый французский речита­тив, в котором подчеркивалось не столько музыкальное, сколько декламационное начало, а главное внимание обращалось на рит­мику — в отличие от итальянского речитатива secco (образец последнего — № 44 наст. издания; примеры раннего речитатив­ного стиля — №№ 31 и 32). Как видно из речитативного раздела данного образца, композитор свободно чередовал размеры в 3/4, 4/4 и 2/2. стремясь воспроизвести в музыке ритмы и интонации

французской речи. Впрочем, во многих важных отношениях Рамо намного превосходил Люлли, особенно в выразительном и дра­матически действенном использовании гармонии. Посвятивший всю жизнь проблемам теории музыки, Рамо осуществил на практике свои идеи, касающиеся природы музыкального искус­ства, основанные на предпосылке господства гармонии над мело­дией. По его словам, «нами руководит не мелодия, а гармония».

В приведенной здесь сцене Кастор, освобожденный из подзем­ного царства и, благодаря жертве, принесенной его братом Пол­луксом, получивший бессмертие в Елисейских полях, очарован их красотой, но его волнует память о любви к Телаире, спар­танской царевне.


- Начало -  - Назад -  - Вперед -



Книжный магазин