Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

Доменико Скарлатти (1685—1757). Соната до минор для клавесина


162

163

Доменико Скарлатти, родившийся в один год с И. С. Бахом, — один из наиболее оригинальных композиторов позднего барокко, итальянский клавесинист-виртуоз, проведший большую часть творческой жизни в Испании, при мадридском дворе. Своей славой Скарлатти преимущественно обязан более чем 500 сочи­нениям для клавира, обычно именуемым сонатами. Типичная скарлаттиевская соната представляет собой произведение в двух­частной форме, каждая часть которого отмечена знаком повто­рения. Хотя сонаты Скарлатти не являются еще образцами раз­витой сонатной формы, какую мы находим у венских мастеров, некоторые из них служат важным звеном в ее становлении. Следует отметить, что единственный сборник такого рода сочи­нений, опубликованный самим Скарлатти, носит название «Essercizi per gravicembalo» («Упражнения для клавесина»), при том, что каждая из 30 пьес этого сборника обозначена как соната. Они обнаруживают ясность гармонического языка, сравнимую с баховской и генделевской, а также новаторские черты трактов­ки клавира, оказавшие огромное влияние на судьбы фортепиан­ной музыки. Многие из этих сочинений примечательны порази­тельной виртуозностью письма и даже в наше время предъяв­ляют высокие требования к исполнительской технике.

Данный образец демонстрирует некоторые из приемов письма, применявшихся Скарлатти, — например, перекрещивание рук и сопоставление блестящих пассажей с аккордовым движением. Почти полное отсутствие каких-либо признаков полифонии ставит его музыку особняком среди большинства произведений позднего барокко. Приводимый текст сонаты хорошо передает простоту и определенность записи оригинального издания.

Источник: D. Scarlatti. Essercizi per gravicembalo (без указания ме­ста или даты; ок. 1746, возможно и ранее; согласно Бёрни, опубл. в Венеции), Sonata XI, р. 33.

164



Содержание раздела