Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

Георг Фридрих Гендель (1685—1759). Concerto grosso До мажор, I часть


165

166

167

168

169

170

171

Concerto grosso — важнейшая форма инструментально-ан­самблевой музыки в эпоху барокко. Термин концерт (concerto), которым в период раннего барокко определялось всякое произ­ведение для ансамбля исполнителей (особенно если в нем объе­динялись инструменталисты и певцы), позднее стал применяться только по отношению к тем сочинениям, в которых ведущим принципом является противопоставление двух групп инструмен­тов. Одна из этих групп — большая — обычно состоит из струн­ных и именуется tutti (все), concerto grosso (букв. «большой ансамбль» — термин, давший имя самой форме) или ripieno («заполнение»). Другая, гораздо меньшая группа объединяет солистов и называется solo или concertino («маленький ан­самбль»). Контраст между двумя инструментальными группами устанавливается в начале типичной I части концерта благодаря проведению в tutti законченной музыкальной мысли, которая время от времени возвращается в ходе последующего развития — отсюда ее название «ритурнель» (ит. ritornello — «возвраще­ние») . После этого первого проведения сольные разделы стано­вятся все более многочисленными, а чередования tutti и solo учащаются, приводя к заключению, где ритурнель повторяется в полном виде и в первоначальной тональности.

Настоящий образец демонстрирует зрелую фазу развития этой формы: ритурнель представляет собой большой раздел, который открывается рельефным мотивом, легко узнаваемым при повторении, и завершается столь же запоминающейся рель­ефной кадансовой формулой. Группа солистов состоит из двух скрипок и континуо — состав, чаще всего встречаемый в концер­тах Корелли и Вивальди и столь же характерный для барочной трио-сонаты. В данном случае Гендель завершает часть несколь­ко сокращенным ритурнелем, который, тем не менее, ничего не теряет при этом в своей характерности.

За I частью concerto grosso обычно следовали медленная часть и быстрый финал, в которых противопоставления solo и tutti проводились не столь последовательно, как в I. Структурный принцип концерта послужил основой для всех музыкальных форм позднего барокко, где наличествует противопоставление групп. Он использовался в арии (см. образец 44), а также служил организующим началом во многих пьесах для хора и оркестра,

172

особенно в тех произведениях Баха, которые не носят строго полифонического характера. В ходе дальнейшего развития кон­церта группа солистов сократилась до одного инструмента, чаще всего скрипки, что привело к сольному концерту Вивальди и Баха.

Источник: G. F. Handel. Concerto per due violini concertini e violoncel­lo, 2 hautb., 2 violini ripieno, viola e basso. In: «Select Harmony» [Лондон, ок. 1741]. Современное издание: Georg Friedrich Handels Werke (Deutsche Händelgesellschaft), Bd. 21. Leipzig, 1865, S. 63.



Содержание раздела