Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

показывающий характер отступлений континуо от




*) В унисон с нижним  из звучащих в данный момент голосов  (см. ком­ментарий) .

196



197



198



199





201



202



Фрагмент, показывающий характер отступлений континуо от басовой партии хора.

Basso



203

Приводимый хор — IV часть Кантаты № 4 Баха, произведния, целиком построенного на лютеровском хорале «Christ lag in Todesbanden» (см. образец 46), каждый из семи стихов кото­рого служит текстом отдельной части. Баховская духовная кан­тата явилась сочетанием чисто немецких элементов, унаследован­ных композитором от музыкальной эпохи, возглавленной Шютцем, и форм итальянской оперы. Так, большинство баховских кантат открывается хором — в нем часто используется принцип ритур­неля,— далее следует ряд речитативов и арий, дополняемых не­мецким хоралом; последний обычно заключает кантату, но наряду с этим может использоваться в любой части.

Настоящий образец не основан на принципе ритурнеля; он представляет собой хоральный мотет, названный так потому, что текст разрабатывается в нем строка за строкой, как в мотете XVI века. Специфическая особенность хорального мотета заклю­чается в следующем: мелодический материал всех голосов выте­кает из самой хоральной мелодии, каждая фраза которой стано­вится темой фугатной экспозиции, причем в последнем проведении каждой экспозиции фраза хорала дается без фигураций и в рит­мическом увеличении. Проведение в увеличении обычно поруча­ется верхнему голосу; здесь, в виде исключения, оно отдано альтовой партии. В данной части сопровождение ограничивается континуо, что усиливает ее контраст с соседними номерами Кан­таты. Строчка континуо опущена в нашем нотном тексте ради большей наглядности хоровой ткани. В тех случаях, где нали­чествует басовая партия хора, континуо обычно совпадает с нею; характер небольших отклонений может быть понят из подробного изложения тактов 5 и 6, данного в конце образца. Когда басовая партия паузирует, континуо следует самой низкой из звучащих партий. Необходимо заметить, что бас континуо было принято дублировать октавой ниже написанного, поэтому и в случаях, когда партии тенора и баса перекрещиваются, пос­ледний продолжает оставаться гармоническим фундаментом (см. тт. 15, 25 и 26). В виде исключения, в тактах 30—31 и 34—35 континуо не совпадает ни с одной вокальной партией и поэтому выписано на отдельной строке.

Источник: Johann Sebastian Bachs Werke,  Bd.   I. Leipzig,  1851, S.   114.

204


Содержание раздела