Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

Свободный органум (XII в.). Троп «Agnus Dei»


После того, как в период с VI по VIII век репертуар григо­рианского пения был окончательно установлен и кодифицирован, наиболее важные из новосозданных песнопений именовались тропами. С IX по XIII век они сочинялись во множестве. Это подчеркивающие или разъясняющие фразы, которые вставлялись в общепринятый текст литургии. Вначале новые слова приспо­соблялись к какой-либо части первоначально существовавшей мелодии; важнейшей формой тропа такого рода была секвенция

19

(см. образец 3). Позднее все тропы, включая секвенции, созда­вались вместе с новой музыкой.

Приводимый троп, восходящий к XII веку, представляет собой вставку в I части Agnus Dei. По форме это двухголосный свобод­ный органум, своим нерегулярным, свободным ритмом родствен­ный григорианскому пению. В отличие от более или менее стро­гой параллельности раннего органума (см. образец 6), в данном случае преобладает противоположное движение голосов. Возни­кающие между голосами интервалы — преимущественно те, кото­рые считались теоретиками того времени консонансами, — окта­вы, квинты, кварты и унисоны, однако встречаются и терции, считавшиеся диссонансами, а в кадансе тропа совершенно не­обычным для того периода образом появляется последователь­ность нескольких терций. Данный образец воспроизводит рас­шифровку Бесселера; совершенно иную интерпретацию см.: Wоoldridge. Early English Harmony, vol. II. London, 1913, p. 56.

Источник: Cambridge Univ. Lib. MS FF. I, 17. Факсимиле: Wooldridge. Early English Harmony, vol. I. London, 1897, Plate 27. Транскрипция: H. Besse1er. Die Musik des Mittelalters und der Renaissance. Potsdam, 1931, S. 95.



Содержание раздела