Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века

Бытовые песни


К бытовым жанрам принято относить песни лирические или «протяжные», шуточные, сатирические, плясовые, игровые, хороводные, посиделочные. В отличие от эпических песен, поющихся отдельными талантливыми сказателями, а также обрядовым, исполняющимся по какому-нибудь определенному поводу, - бытовые песни распевались в старину и всюду: стариками и молодежью, в одиночку и хором, за работой и на досуге.

Основанные не столько на изложении сюжета (как песни эпические), сколько на выражении эмоций печали, горя или буйного праздничного веселья, подчас проникнутые острой задорной насмешкой, - бытовые песни тесно связаны с повседневной трудовой жизнью русского народа, являясь органической частью его быта.

Резкий контраст между «сердечной тоской» и «разгульем удалым» русских народных песен отмечал еще А.С. Пушкин. Русский народ даже в самые тяжелые времена не терял оптимизма и бодрости, основанных на уверенности в своей могучей силе. Именно поэтому, помимо скорбных, за душу хватающих «протяжных» песен, отразивших вековечное крестьянское горе, так много было создано народом песен веселых, бодрых, шуточных, брызжущих юмором и жизнерадостностью.

Значительная часть шуточных бытовых песен связана с движением - хороводным или плясовым, с разного рода играми. Интересны драматизированные песни - игры, представляющие собой своеобразное театрализованное действо, инсценировку, где роли бывают подчас заучены заранее, а участники выступают ряжеными. Исполнялись подобные драматизированные или «диалогические» песни - игры в досужее праздничное время: на святочных игрищах и потешниках, на посиделках и субботах, а также во время хороводных забав.

К бытовым песням правомерно отнести и хороводные, занимающие своеобразное промежуточное положение между бытовыми и обрядовыми жанрами. Обычно к хороводным песням относят все многообразные виды русского песенного фольклора, связанного с движением, игрой, даже пляской, на том основании, что они входят в цикл весенних или осенних хороводных забав. Так, шуточная бытовая песня «То - то горе мое, горевание», представляет собой интересный образец народной театрализованной игры - как святочная потешная.


И по содержанию, и по своим структурно- стилистическим особенностям хороводные песни весьма неоднородны, являя достаточно пеструю, разнохарактерную картину. Иные, в особенности наиболее старинные вешние, с их характерным припевом «Ой, Дид-Ладо», непосредственно примыкают к «сезонным» обрядовым песням (такова, например, мелодия весенней хороводной игры «Ходил барин, ходил бравый по хороводу, по всему народу»).

С календарными обрядовыми песнями вешние хороводные сближает и общее их содержание, связанное с поэтическими образами весенней природы: молодой зелени, липеньки и березаньки, широкие просторы полей и лугов. В лирических и протяжных песнях те же образы русской природы преломляются в радостном и непосредственном настроении, сквозь призму глубокого личного чувства. Чаще всего это связано с эмоциями горя, печали, а также хороводными песнями, отображающими жизнерадостное мироощущение деревенской молодежи.

Многие хороводные («Заинька», «Не спасет бог игумна того») близко соприкасаются с плясовыми или «скорыми» песнями. Связано это было с народным обычаем сочетать сравнительно медленное хороводное движение с быстрыми плясками. Об этом говорят тексты песен:

Стой, мил хоровод,

Стой, не расходись,

Я в том хороводе

Скакала, плясала,

Скакала, плясала,

Танец водила...

 Пляска проникала в хоровод благодаря тому, что в медленно движущемся или неподвижном кругу один, двое или целая группа вступали в перепляс, а не участвующие в пляске отбивали ритм хлопками в ладоши.

Если значительная часть напевов обрядовых песен (коляд, веснянок) основана на варьировании коротких попевок, лаконичных мелодических формул, то в хороводных песенное начало выявлено отчетливо. Напевы их отличаются большим разнообразием; нередко в них встречаются элементы колоратуры. Таковы песни «Ай, во поле липенька» и «Катенька веселая» с характерным извилистым рисунком мелодии. 


Содержание раздела