Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века

Развитие музыкальной культуры в годы царствования Петра I


В петровское время тенденции развития светской профессиональной музыкальной культуры в России выявились, наконец, с полной определенностью. В музыкальном творчестве получили новое продолжение те направления, которые наметились к концу XVII века. На первый взгляд, казалось бы, основные жанры остались здесь теми же, что и в предшествующие годы. Это - партесное концертное пение, канты, театральная музыка. Но сами музыкальные жанры трактуются уже по-новому. Весь музыкальный быт, само отношение к музыкальному искусству заметно меняются, роль музыки в общественной жизни возрастает.

В области культовой музыки произошли некоторые изменения, но, что особенно важно, эволюция всей профессиональной музыкальной культуры уже ими не определяются. Ряд русских мастеров работает над партесными концертами, развивая и усложняя стиль многоголосных композиций. Церковная музыка этих лет рассматривается уже по существу  скорее как торжественно придворное искусство, чем как строгое культовое. Петр I не только ограничивал роль церкви во внутренней государственной политике, но и способствовал решительному повороту в музыкальном быту русского общества, светская музыка освобождается, наконец, даже от внешней церковной зависимости.

Полное освобождение от церковных влияний в общественной музыкальной жизни, тесно связанное с ним приобщение  к европейской музыкальной культуре - важнейшие результаты культурных преобразований Петра.

С одной стороны, император Петр и его окружение смотрели на искусство с точки зрения простейших и насущнейших общественных нужд. Об этом свидетельствует забота в первую очередь о военной музыке. При Петре I создаются духовые военные оркестры, музыка звучит на торжественных празднованиях побед, на ассамблеях и в быту. Музыка сопровождает шумные застолья Петра, которым он придавал антирелигиозный смысл (высмеивание церковных обрядов и духовенства на «всешутейшем» соборе). Целый «шумовой» оркестр, всякого рода шуточные пени звучали на устраиваемых Петром шутовских свадьбах и маскарадах.


С другой стороны, передовым русским деятелем была вполне ясна прогрессивная роль музыки в общественной жизни вообще. Посланные Петром за границу П.А. Толстой, А.М. Матвеев, А.Б. Куракин, изучая музыкальную культуру разных стран (итальянскую оперу, придворную, бытовую и церковную музыку), выделяли прежде всего ее гуманистические черты. Описывая венецианские музыкальные празднества, салонное музицирование в Париже, исполнение ораторий в Риме, русские путешественники подчеркивали связь музыкальной культуры и общественного уклада западноевропейских стран. Развитая городская общественная жизнь Парижа или Венеции воспринималась в тесной связи с расцветом музыкальной культуры.

Признание общественного, чисто светского, гуманистического в своей сущности, значения музыки во время Петра I теснейшим образом увязывалась с изменениями, происшедшими в самом музыкально-общественном укладе, в различных областях русской музыкальной жизни.

Музыка, вошедшая в театр при самом зарождении его, теперь получила здесь новое значение. Она приобрела торжественно панегирический характер в аллегорических спектаклях, прославивших военные победы Петра. Вместе с тем русская музыка приблизилась к  оперным ариям в различных постановках театра Кунста (с 1702 г.), привнесшего в Россию традиции немецких бродячих групп. В этом театре первоначально предполагались даже оперные спектакли («поючие действа»), но по ряду причин они не состоялись. Первый публичный (открытый ) профессиональный театр в России стал и самым музыкальным театром. Тексты его пьес изобиловали вокальными номерами - лирическими, декоративными, шуточными, торжественными, но музыка, к сожалению, не сохранилась, хотя, вероятно, заимствовалась из популярных оперных арий.

Одновременно с прибытием труппы Кунста из-за границы была выписана целая партия музыкантов (исполнителей на духовых инструментах, во главе с капельмейстером). Они участвовали в спектаклях театра Кунста, во всевозможных придворовых празднествах. Желая пополнить кадры отечественных актеров и музыкантов, Петр I отдавал в обучение иностранцам русских юношей, часто из мальчиков-певчих, которые меняли, таким образом, квалификацию, становясь из церковных чисто светскими музыкантами.



Наряду с постановками театра Кунста спектакли ставили в Московской греко-славяно-латинской академии, в хирургической школе, в театрах царевны Натальи (в Преображенском) и царицы Прасковьи (в Измайловском) - и везде с участием музыки. Здесь театральной музыке открыто придавался чисто светский смысл. В пьесах петровского времени мы встречаем «офицерский танец», сатирические песни жрецов, пародирующие русское духовенство, любовно-лирические «арии», фривольные песенки шутов и тому подобные музыкальные номера.

В эти годы светский смысл приобрела музыка торжественных празднеств, хотя многие песнопения еще исполнялись с духовным текстом (впрочем, христианские образы и  образы античной мифологии свободно уживались рядом, и Христос упоминался наравне с античной богиней войны Беллоной). Такие празднества следовали одно за другим: 1702 год - взятие Шлиссельбурга, 1709 год - блистательная победа  над Шведами под Полтавой и многие другие. Торжественными процессиями, иллюминациями, фейерверками, маскарадами, панегирическими спектаклями отмечались эти исторические события, причем праздники проходили обычно на открытом воздухе при стечении массы народа. Музыка выполняла ключевую роль: гремели трубные фанфары, исполнялись торжественные панегирические канты и виваты (приветственная музыка).

На этом этапе  зародилась новая жанровая разновидность кантов как официальных панегирических  произведений - канты - гимны, канты - марши. Как и духовные канты XVII века, они были преимущественно трехголосны, строфичны, писались для хора a Capella, хотя исполнялись, по-видимому, с инструментальным сопровождением. Но мелодика их фанфарна, носила именно «трубный» характер, музыкальный язык отличался простотой, басы - инструментального характера. В «виватах» же выделяются торжественные и витиеватые мелизмы в мелодической линии.

В кантах подобного рода мало индивидуальных черт, это было весьма обобщенное по своим приемам официально-торжественное искусство. Однако для своего времени оно явилось новым шагом вперед, ибо ему придавался официально-патриотический смысл.



Наряду с участием в торжественных празднествах, музыка принимала и совсем иное участие в обусловленном быту Москвы, а затем Санкт-Петербурга. Если на открытом воздухе звучали трубы и литавры, сводные ансамбли духовых инструментов, то во время танцев на ассамблеях играли виолы, во время торжественных обедов - ансамбли валторн и труб, в театре, - вероятно, духовые и орган.

Известно, что в домах у самых знатных вельмож петровского времени - Меньшикова, Ягужинского, Головина, Строгонова были свои инструментальные капеллы. Свою капеллу имела и царица Екатерина. Наряду с иностранными музыкантами многие держали и русских и украинских народных музыкантов, главным образом бандуристов. Увлечение новой музыкой все росло, и среди столичного дворянства вскоре появились первые музыканты - любители, выписывающие для себя из-за границы клавесины и клавикорды. Это положило начало светскому домашнему музицированию.

Все более популярной становилась танцевальная музыка в быту. На ассамблеях, настойчиво вводившихся Петром, желавшим приучить русскую знать к новым формам общественного быта, покончить с упорной замкнутостью и провинциальностью московской жизни, звучала музыка модных танцев - мэнуэта, полонеза, англеза.

Известно также, что силами иностранных капелл (например, при послах) в Москве, а позже в Санкт-Петербурге исполнялись различные серенады и ноктюрны на открытом воздухе. Таким образом виды и стиль популярной на Западе бытовой музыки прививались в русских столицах. Но эта бытовая музыка в то время уже тесно увязывалась с концертной; наряду с серенадами в некоторых частных домах устраивались  и целые концерты иностранных музыкантов.

Таким образом, развитие русской музыкальной культуры в начале XVIII века, ее чисто светская направленность, приобщение к европейским достижениям, участие искусства в общественной жизни стоит в тесной связи с реформами и культурными преобразованиями Петра I, который  стремился использовать лучшие стороны мировой культуры для укрепления Российского государства.В этой связи в истории развития русского музыкального искусства время Петра I имело большое значение. Оно завершило перелом на его пути, открыло новые перспективы творческого развития в XVIII веке, приведшего к классическому периоду русской музыки - периоду великого Глинки.






Содержание раздела