Русская муз. культура с древних времен до конца XVIII века

Русские артисты и музыкальный быт


В процессе становления и развития музыкальной культуры все яснее определялись черты ее национальной самостоятельности. Если в начале XVIII столетия светская профессиональная музыкальная культура лишь зародилась, то к концу века поднялась на высокую ступень. В России выросли значительные, хотя и немногочисленные кадры исполнителей, главным образом оперных певцов и инструменталистов. На столичных сценах с особым успехом выступала в конце XVIII века талантливая русская актриса и певица Е.С.Сандунова (по сцене Уранова), выдвинулись многие даровитые актеры - певцы. В домашнем театре Шереметьева блистала прекрасная актриса и певица П.И. Ковалева - по сцене Параша Жемчугова (из крепостных). Среди русских инструменталистов славился замечательный скрипач Хандошкин (тоже из крепостных).  Даже среди любителей музыки из высших кругов общества некоторые приобрели значительное исполнительское мастерство. Одаренные музыканты получали образование и в музыкальных классах петербургской Академии художеств, основанной в 1758 году.

В связи с ростом домашнего музицирования возрастает потребность в музыкальном образовании в столичном обществе. К концу XVIII века в Санкт - Петербурге, в Москве работало уже много частных учителей музыки. Новая музыкальная культура получила распространение за пределами столиц. Создаются оперные театры  в крупных поместьях (например, у Шереметьева), устраиваются оперные спектакли в частных домах (у Нарышкина). Богатые помещики формируют хоры, оркестры, оперные труппы и музыкальные капеллы из крепостных крестьян, которых предварительно отдают в обучение иностранным капельмейстерам. В конце XVIII века в России насчитывалось около 100 оркестров и 170 театров.

Постепенно в помещичий быт вошла застольная музыка по западному образцу, аранжировка танцев, обработка песен. Наряду с этим в репертуар помещичьих оркестров со временем проникли и более серьезные инструментальные сочинения - симфонии, оперные увертюры.

Формировались новые кадры музыкантов, вышедших из народа.
Они то, по существу будучи представителями новой русской интеллигенции, с особой тягостью испытывали на себе бремя крепостничества. Нередко даровитые из них, получившие специальное образование, побывавшие за границей, принуждены были жить на положении слуг или лакеев у своих хозяев, сознавая всю унизительность своего положения. Их нередко оскорбляли, подвергали физическим наказаниям, вплоть до порки на конюшне...

Началась отвратительная торговля крепостными музыкантами. В газетах того времени можно было встретить, например, объявления такого рода: «Продается дворовый человек, играющий на скрипке и способный для письменных дел, да молодые английские свиньи и датский жеребец». Однако, несмотря на исключительно неблагоприятные социальные условия, из среды крепостных крестьян выдвинулся целый ряд талантливых русских музыкантов XVIII века - исполнителей и композиторов.

Показательным явлением для этого своеобразного крепостнического музыкально-бытового уклада была роговая музыка, получившая распространение со второй половины XVIII века.

Роговый оркестр (первоначально охотничий оркестр Нарышкина, созданный чешским музыкантом И. Марешом в 50-х годах) представлял собой специфический тип ансамбля. Каждый из его участников как бы исполнял функцию клавиша большого органа, - он мог извлекать из своего рога только один звук определенной высоты. Рога были подобраны искусно и давали хроматический звукоряд. Несмотря на то, что правильные вступления отдельных исполнителей в быстром движении требовали напряженного внимания, этот оркестр, благодаря палочной дисциплине, играл подчас сложные и подвижные вещи, включая репертуар серьезной музыки. Звучание его было настолько сильным, что оркестр выступал преимущественно на открытом воздухе.

По примеру Нарышкина другие вельможи завели у себя ансамбли подобного рода и вплоть до 30-х годов XIX века роговая музыка звучала на придворных празднествах, балах, на открытом  воздухе летом. Наряду с аранжировками несложных произведений бытовой развлекательной музыки в репертуар роговых оркестров входили симфонии Моцарта, Гайдна, увертюры Керубини, Россини.Их исполнение достигалось лишь неимоверным трудом и требовало колоссальной затраты сил от каждого музыканта, который в то же время не получал ни малейшего удовлетворения от своей партии: ведь роговой оркестр был основан именно на принципе полного уничтожения индивидуальности! 


Содержание раздела